ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
на территории Тульской области
на 05 октября 2024 года
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС
Облачно. Небольшой дождь (по данным сайта Гидрометцентра России 6,4 мм). Ветер переменный 2-7 м/с. Температура воздуха ночью +8…+13°С, днем +12…+17°С. Атмосферное давление 740-745 мм рт. ст. Метеорологическая дальность видимости - 7000 м, во время осадков 5000 м.
1.2. Гидрологическая обстановка
Инспекторским составом группы патрульной службы отделения Центра ГИМС МЧС России по Тульской области проводится ежедневный мониторинг водных объектов на территории области.
В связи с окончанием весеннего половодья на территории Тульского региона работа в режиме весеннего половодья с 28 апреля 2024 года прекращена. (телеграмма ФГБУ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УГМС» №05/Т от 27.04.2024 года).
1.3. Лесопожарная обстановка.
На основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 29.03.2024 года №156-0 о начале периода пожароопасного сезон на территории Тульской области начать с 1 апреля 2024 года.
Лесоторфяные пожары не прогнозируются.
04.10.2024г. погодные условия на территории Тульской области соответствуют (по данным Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды):
- III класс комплексного показателя пожарной опасности в 3 муниципальных образованиях (Белевском, Дубенском, Суворовском).
- V класс комплексного показателя пожарной опасности в 23 муниципальных образованиях (Заокском, Веневском, Щекинском, Ясногорском, Куркинском, Воловском, Тепло-Огаревском, Богородицком, Кимовском, Киреевском, Узловском, Каменский, Арсеньевском, Одоевском, Плавском, Чернском, г. Ефремов, г. Донской, г. Новомосковск, г. Алексин, г. Тула, пгт Новогуровский, пгт Славный).
1.4. Экзогенная обстановка
Активизации экзогенных процессов на территории области не отмечено.
1.5. Сейсмическая обстановка
Сейсмическая обстановка в норме. Территория Тульской области находится не в сейсмоопасной зоне, в связи с этим собственной сейсмической активности нет.
1.6. Гелиогеофизическая обстановка
Интегральная солнечная активность низкая. Гелиогеофизическая обстановка без возмущений.
1.7. РХБ обстановка
Радиационный фон в пределах естественного – 10…16 мкр/час. Общий уровень загрязнения воздуха – умеренный. Экологическая обстановка устойчивая.
1.8. Обстановка в техносфере
За прошедшие сутки на территории Тульской области зарегистрировано 8 пожаров и 6 ДТП.
1.9. Санитарно-эпидемиологическая обстановка
На лесной территории области продолжает сохраняться активность природных очагов бешенства.
По данным еженедельного мониторинга зарегистрировано 3029 случая присасывания клещей у жителей Тульской области (в т.ч. к детям – 498), за аналогичный период 2023 года было зарегистрировано 5189 случаев.
За прошедшую неделю по поводу присасывания клещей за медицинской помощью обратилось 42 человек (из них 4 – дети), за аналогичный период 2023 года было зарегистрировано 224 случаев. Факты присасывания регистрируются на придомовой территории (29,5 %), на территории садово-огородных товариществ (39,3 %), при посещении лесов (11,2 %) и других территорий (20%).
За период мониторинга исследовано 2640 клещей, снятых с людей, и 335 клещей из объектов окружающей среды. Общая инфицированность боррелиями составила 10,9 %, анаплазмой – 5,2 %.
В текущем году запланировано провести акарицидные обработки на площади 1200 га, из них 635 га – это территории летних оздоровительных учреждений. Акарицидные обработки проведены на территории 962 га (в т.ч. на территории летних оздоровительных учреждений – 635 га).
Проведение противоэпидемических мероприятий продолжается.
За неделю по области зарегистрировано 4999 случаев ОРВИ, что ниже
эпидемического порога на 24,5% и выше уровня предыдущей недели на 12,6%. Превышение эпидемического порога зарегистрировано среди взрослых на 12,4%, среди детей превышение не зарегистрировано.
По г. Туле заболеваемость ОРВИ за неделю составила 2152 случая ОРВИ
(ниже эпидпорога на 30,42% и выше уровня предыдущей недели на 6,5%). Отмечено незначительное превышение эпидемического порога среди взрослых на 0,9%, среди остальных возрастных групп не зарегистрировано.
За прошедшую неделю против гриппа вакцинировались 39578 человек, из них 9856 ребенок и 29722 взрослых. Иммунизация против гриппа продолжается. По состоянию на 30.09.2024 против гриппа привито 235973 человека (35,3% от плана и 16% от численности населения), из них 66345 детей (51,5% от плана) и 169628 взрослых (31,4% от плана).
По состоянию на 04.10.2024 зарегистрировано 197262 лабораторно подтвержденных случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756, от 19 октября 2022 года №757 и приказом МЧС России от 20 октября 2022 года № 1038 Главное управление МЧС России по Тульской области и подчиненные подразделения функционируют в режиме «Повышенная готовность».
1.10. Фитосанитарная обстановка
ЧС не зафиксировано.
2. Прогноз возникновения происшествий (ЧС)
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
2.1. Природные и природно-техногенные источники происшествий (ЧС)
Повышение радиационного фона выше нормы на территории области не прогнозируется. Радиационный фон ожидается в пределах естественного.
Сохраняется вероятность происшествий на водных объектах из-за личной недисциплинированности.
Риски возникновения ЧС на речном транспорте не рассматриваются, в связи с отсутствием речного транспорта.
В связи с установлением теплой погоды повышается вероятность происшествий связанных с пропажей людей в природной среде.
В связи с установлением теплой погоды и каникулярным периодом повышается вероятность происшествий связанных с пропажей людей в природной среде.
2.2. Техногенные источники происшествий (ЧС)
На территории области прогнозируется возникновение до 5-6 ДТП в Щекинском, Богородицком, Плавском, Чернском, Киреевском районах, ГО Ефремов, ГО Тула на автотрассах федерального значения:
М-2 «Крым»:
- ГО Тула – 163-168 км, 184-190 км; Щекинский район – 203-210 км, 224-230 км; Плавский район – 242-249 км; Чернский район – 290-299 км. Причина аварийности - наличие участков дорог с поворотами малого радиуса, неразличимая разметка, ограничение видимости в связи с наличием большого количества участков с затяжными подъемами (спусками), нарушение ПДД, дождь.
М-4 «Дон»:
- Киреевский район – 215-219 км; Богородицкий район – 226-231 км; ГО Ефремов – 288-302 км. Причина аварийности - наличие участков дорог с поворотами малого радиуса, неразличимая разметка, ограничение видимости в связи с наличием большого количества участков с затяжными подъемами (спусками), нарушение ПДД, дождь.
Существует вероятность единичных происшествий на железнодорожных переездах с вероятностью 0,1 в Веневском, Киреевском районах, ГО Тула. Причина - личная недисциплинированность водителей.
В связи с эксплуатацией неисправных электроприборов, а также из-за неосторожного обращения граждан с огнем, курения в нетрезвом виде возможно возникновение пожаров в зданиях жилого и бытового назначения, на объектах социально-культурного назначения. Наиболее вероятно возникновение пожаров на территории Заокского, Киреевского, Щекинского районов, ГО Алексин, ГО Тула.
Ввиду значительной изношенности сетей систем жизнеобеспечения прогнозируется с вероятностью возникновение 3-4 аварий на системах ЖКХ (Богородицкий, Веневский, Киреевский, Суворовский районы и ГО Тула).
Возникновение ЧС на ПОО не прогнозируется.
Существует вероятность возникновения аварий, связанных с повреждением ЛЭП, нарушениями работы в системе ЖКХ в жилом секторе, складских, производственных помещениях, обусловленная нагрузками на системы электроснабжения, водоснабжения и электрооборудования (риск – повышенная нагрузка на энергетическую, водопроводную сеть).
2.3. Биолого-социальные источники ЧС на территории Тульской области
В районах граничащих с соседними областями не исключается вероятность выявления единичных случаев заболевания АЧС свиного поголовья в личных подсобных хозяйствах, с вероятностью сохраняется возникновение единичных случаев заболевания АЧС в Суворовском, Белевском, Одоевском, Арсеньевском, Дубенском районах и ГО Алексин.
В связи с микробиологическим загрязнением водоисточников и пищевых продуктов сохраняется вероятность возникновения единичных случаев заболеваний населения сальмонеллезом, дизентерией и другими острыми кишечными инфекциями. Причиной чего является изношенность канализационных и водопроводных сетей, их близкое расположение, недостаточное обеспечение предприятий пищевой промышленности современным технологическим (холодильным) оборудованием, нарушение санитарно-эпидемиологического режима на пищевых предприятиях.
В течении 2023 года количество очагов заболеваний животных бешенством сократилось в 20 раз, тем не менее риск возникновения данного заболевания сохраняется.
Существует вероятность возникновения пищевых токсикоинфекций.
3. Рекомендованные превентивные мероприятия
Главам МО, на территории которых проводятся мероприятия с массовым пребыванием людей на открытой и лесистой местности, при неблагоприятном метеопрогнозе рекомендовать организаторам вывезти людей с места проведения мероприятий.
При ухудшении погодных условий немедленно сообщать в ЦУКС ГУ МЧС России по Тульской области.
1. Данный прогноз возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории области довести до руководителей предприятий, организаций и учреждений для принятия решений по выполнению превентивных мероприятий.
2. Совместно с заинтересованными ведомствами, продолжить проверки противопожарного состояния административных зданий, учебных учреждений, производственных объектов.
3. В целях недопущения пожаров в населенных пунктах, садовых некоммерческих товариществах, сельскохозяйственных угодьях и на объектах администрациям муниципальных образований совместно с руководителями объектов экономики, агропромышленного комплекса проводить профилактические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности:
- постоянный мониторинг пожарной обстановки и устойчивое взаимодействие между соответствующими оперативными службами МЧС России, МВД России, а также с предприятиями лесопромышленного комплекса, старостами населенных пунктов;
- обеспечить создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;
- организовать разъяснительную работу с населением по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности, в том числе с использованием СМИ.
4. При III классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
Наземное патрулирование проводится с 10 до 19 часов на участках, отнесенных к первым трем классам пожарной опасности, и особенно усиливается в местах работ и в местах, наиболее посещаемых населением.
Противопожарный инвентарь и средства транспорта, предназначенные для резервных команд и рабочих, привлекаемых из других предприятий, организаций и населения, должны быть проверены и приведены в готовность к использованию
Усиливается противопожарная пропаганда, особенно в дни отдыха. По местным радиотрансляционным сетям периодически передаются напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу.
При V классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
- все внимание работников лесхозов и в первую очередь государственной лесной охраны должно быть мобилизовано только на охрану лесов от пожаров.
- наземное патрулирование лесов проводится в течение всего светлого времени, а в наиболее опасных местах - круглосуточно. В помощь лесной охране и временным пожарным сторожам для патрулирования привлекаются рабочие и служащие лесхозов, пожарные дружины и милиция.
- авиационное патрулирование проводится не менее 3 раз в день по каждому маршруту, для чего при необходимости привлекается дополнительное количество самолетов и вертолетов.
- численность наземных команд увеличивается за счет привлечения в команды постоянных рабочих и служащих лесхозов. Наземным командам дополнительно придается техника с производственных работ (бульдозеры, тракторы с почвообрабатывающими орудиями, автотранспорт). Отдельные бригады из состава команд, при сохранении основных сил и средств пожаротушения в местах постоянного базирования, сосредотачиваются, по возможности, ближе к наиболее опасным участкам.
Команды должны находиться в назначенных им местах сосредоточения круглосуточно в состоянии полной готовности к выезду на пожар (если они не заняты на тушении пожаров).
- противопожарная пропаганда должна быть максимально усилена;
- максимально ограничиваются въезд в леса отдельных лесничеств, лесхозов средств транспорта, а также посещения леса населением. Закрываются имеющиеся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты-сигналы, предупреждающие о чрезвычайной пожарной опасности, выставляются контрольные посты из работников лесной охраны и милиции. В конторах лесхозов, лесничеств и других работающих в лесах предприятий, учреждениях и организаций на весь период чрезвычайной пожарной опасности организуется круглосуточное дежурство.
5. Осуществлять ежедневный контроль функционирования объектов ТЭК и ЖКХ. Обеспечить своевременно готовность аварийных бригад к реагированию на аварии на объектах жизнеобеспечения населения и системах энергоснабжения, в том числе и с привлечением, при необходимости, резервных сил и средств.
6. Провести разъяснительную работу среди населения, с привлечением СМИ:
- о соблюдении мер пожарной безопасности в населенных пунктах, на территории дачных поселков;
- о соблюдении правил дорожного движения водителями транспортных средств и пешеходами, особенно при неблагоприятных погодных условиях;
- о мерах личной профилактики и гигиены для предотвращения заболеваний, передающихся от мышевидных грызунов;
- по обеспечению безопасной эксплуатации газовых приборов.
7. Обеспечивать ветеринарный контроль за свиноводческими фермерскими хозяйствами, проводить разъяснительные работы с населением по вопросам профилактики заражения свиного поголовья.
8. Силами ГИМС организовать взаимодействие с территориальными подразделениями, органами местного самоуправления по проведению совместных патрулирований водных объектов в целях недопущения гибели людей на водных объектах:
- к патрулированию привлечь представителей ВОСВОД;
- проводить профилактические беседы с населением о правилах поведения на водных объектах с использование средств печати, телевидения и радиовещания, а также терминалы ОКСИОН.
9. В связи с возросшей угрозой террористических актов усилить разъяснительную работу с населением о правилах поведения при обнаружении бесхозных предметов и подозрительных лиц.
10. Продолжить работу по выявлению нарушений в санитарно-техническом и санитарно-гигиеническом состоянии пищевых объектов. Особое внимание уделить пищеблокам детских дошкольных учреждений, учебных заведений, мест общественного питания, состояния водопроводных и канализационных сетей и сооружений.
11. Сохранять контроль над исполнением рекомендаций главного государственного санитарного врача Российской Федерации в целях минимизации распространения гриппа, ОРЗ и ОРВИ.
12. Совершенствовать взаимодействие ЕДДС с дежурно-диспетчерскими службами организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципальных образований, в целях своевременного представления необходимой оперативной информации и организации оперативного реагирования дежурных сил и средств экстренного реагирования.
13. Совместно с территориальными органами исполнительной власти, дорожными службами и подразделениями ГИБДД, продолжить реализацию мер по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильных трассах. Провести первоочередные мероприятия по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог. Своевременно осуществлять ремонт дорожной инфраструктуры, систем освещения и нанесения дорожной разметки.
14. Диспетчерам ЕДДС МО уточнить информацию о проводимых мероприятиях, с массовым пребывание людей на территории МО, количество участников мероприятий и о должностных лицах, отвечающих за вопросы безопасности. Довести прогноз до организаторов массовых мероприятий на открытой и лесистой местности. При ухудшении погодных условий немедленно сообщать в ЦУКС ГУ МЧС России по Тульской области.
15. Управляющим и клининговым компаниям совместно со службами ЖКХ обратить особое внимание на очистку ливневых канализаций и водостоков.
При возникновении неблагоприятных или опасных гидрометеорологических явлений организовать доведение прогнозов возможной обстановки на территории городских и сельских поселений.